Я МОГУ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ
Во все времена и родителей, и педагогов заботит и волнует будущее детей. Одной из несомненных составляющих жизненного успеха человека являются знания, полученные в школе. Однако усилия, которые ребенок прикладывает во время получения этих знаний, не всегда оправдывают конечную цель – получить эти знания.
Как показывают специальные исследования, в развитии детей, даже при отсутствии патологических нарушений, (т. е. в рамках медико-биологической нормы) имеется множество трудностей психологического плана, приводящих к неуспешности учебной деятельности и требующих своевременного обнаружения и коррекции.
Основные жалобы учителей и родителей таковы: ребенок не хочет учиться, ребенок учится ниже своих возможностей, ребенок не умеет учиться. За подобными жалобами обычно стоят две группы симптомов:
-ребенок с трудом включается в работу, часами сидит за заданиями, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать;
-ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо его запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных занятий, упражнений, повторений.
При психодиагностическом исследовании детей в большинстве случаев выявляется медико-неврологическая норма, но при этом отмечается:
- низкий уровень сформированности регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности (т. е. неумение принять и удержать задачу учителя в полном объеме, опора на несущественные, второстепенные признаки и репродуктивные способы выполнения задания, отсутствие контроля за промежуточными действиями (контролируется только результат, но исправление неправильного результата осуществляется не всегда).В основе перечисленных симптомов лежит прежде всего низкий уровень развития когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, речи);
- несформированностъ отдельных компонентов комплекса психологической готовности к обучению в школе (ведущая игровая мотивация, отсутствие сформированной позиции школьника, неразвитость мелкой моторики руки, плохая пространственная ориентация, нефсормированность предпосылок учебных умений).
Иными словами, проблема успешности обучения ребенка проистекает из проблемы умения учиться.
Именно умение учиться формируется на занятиях курса "Я МОГУ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ"
Цель данного курса:
-сформировать у учащихся необходимый уровень внимания, памяти восприятия, образного и логического мышления, воображения, творческого мышления, способности действовать в уме, развивать пространственное воображение;
-научить использовать различные мнемические приемы при запоминании учебной информации; приемы логического и образного мышления;
-повысить интерес к учебе;
- сформировать учебную мотивацию.
После прохождения курса:
- дети смогут самостоятельно выбирать для себя рациональные приемы и оптимальные способы организации учебной деятельности;
- повысится продуктивность учебной деятельности;
- повысится успеваемость.
- сократится время на выполнение домашних заданий;
Структура курса:
Курс представляет собой комплекс тренинговыех занятий, включающих адекватный возрасту объем информирования. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Курс предполагает занятия с учащиися 1-4 классов и 5-8 классов.
Т.к младший школьный возраст целиком является сензитивным в плане развития произвольных когнитивных процессов, целесообразно проводить занятия в течение всего начального периода обучения. Однако, даже занятия в течение одного учебного года дают заметный положительный результат.
С учащимися среднего звена 5-8 классов занятия проводятся в том же режиме, однако учитываются взрастные специфические особенности каждого учащегося и упор делается на овладение эффективными приемами учебной деятельности.
Структура урока построена таким образом, чтобы на каждом занятии выполнялись задания по формированию всех заявленных процессов.
Особенностями данной программы являются:
- отсутствие необходимости приобретения специальных учебников и пособий (все необходимые материалы изготавливаются в ЦИР «Эйдос» и выдаются на каждый урок каждому учащемуся;
- использование новейших методических разработок отечественных и зарубежных психологов и педагогов;
- использование большого количества красочного раздаточного, демонстрационного и дидактического материала на каждом занятии;
- отсутствие домашних заданий;
- игровая форма проведения занятий;
- возможность использования упражнений, проводимых в классе для организации «семейных» игр, тем самым вовлекая родителей в процесс развития ребенка.
Стоимость обучения 4000 руб. в месяц.
Стоимость индивидуальных и on-line занятий 1000 руб. одно занятие (1 час).
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Умение учиться - это умение так организовывать свою учебную деятельность, чтобы максимально полно воспринимать и усваивать учебную программу осознанно используя оптимальные способы усвоения и переработки предъявляемой информации. Значит, умение учиться - это умение самостоятельно строить свою учебную деятельность адекватно требованиям школы. На практике умения школьников по организации своей учебной деятельности простираются от умения полностью самостоятельно и оптимально строить ее до полного неумения это делать.
Поскольку учебная деятельность, прежде всего, интеллектуальна, ее успешность определяется как качеством и уровнем организации когнитивных процессов, так и уровнем сформированности самих когнитивных процессов.
Формирование процессов развития, или когнитивных процессов, в традиционной педагогической практике являлось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема когнитивного развития практически не выделялась и не инструментировалась как особая задача педагогики. Понятие когнитивного развития больше относили к психологии, чем к педагогике.
В итоге мы получаем ситуацию, когда:
- идет активное и целенаправленное формирование когнитивных процессов в период дошкольной подготовки, мотивируемое родителями и воспитателями дошкольных учреждений
- и полное безразличие к этому же процессу в период обучения в школе со стороны родителей и отдельных учителей.
Между тем, вплоть до 14 лет продолжается активное развитие отдельных компонентов психики, которые, как было сказано выше, развиваются стихийно и не формируются целенаправленно.
В результате мы имеем жалобы учителей и родителей: «Ребенок умный, а учится не с полную силу». А почему не в полную? Потому, что отдельные познавательные (когнитивные) процессы недостаточно сформированы, и при выполнении определенных операций ребенку просто не на что опереться. Умный ребенок это еще не значит, что у него достаточный уровень абстрактного мышления или прекрасное пространственное воображение, это не гарантирует способность действовать в уме, и , тем более, манипулировать объектами. А ведь именно эти операции становятся залогом успешного овладения геометрией. Много ли среди ваших знакомых любителей геометрии?
Среди учащихся, прошедших тестирование на предмет развития основных познавательных процессов, абсолютных чемпионов единицы. А это значит, что остальным ребятам нужна помощь и эту помощь могут оказать педагоги на специально организованных занятиях по программе учебно-тренингового курса «Я могу учиться
лучше». Эти занятия нацелены на комплексное развитие всех когнитивных процессов: внимания, памяти, восприятия, образного и логического мышления, воображения, творческих способностей, пространственного мышления и способности действовать в уме.
Необходимость развития восприятия обусловлена тем, что восприятие младших школьников отличается слабой дифференцированностью. У них преобладает операциональное выделение мелких, случайных деталей объектов. В связи с тем, что восприятие у них еще очень эмоционально, они хуже воспринимают схематические и символические изображения в сравнении с наглядными. Дети часто путают предметы, буквы, цифры и знаки, сходные между собой, особенно, если они имеют похожее написание или зеркальное сходство (например, как цифры 5 и 2, 9 и 6, буквы Ь и Р, И и П, и т. д.). Чтобы преодолеть подобного рода ошибки, необходимо продолжать учить детей сравнивать предметы (буквы, цифры, знаки) между собой, уметь находить признаки их сходства и различия. Используемые на занятиях методики позволяют сделать восприятие более глубоким и точным.
Целенаправленное развитие внимания необходимо по той причине, что именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Недостатки внимания могут приводить к недопониманию учеником нового материала, плохому запоминанию, ошибкам при выполнении домашнего задания и т.п.
Обучение ставит перед ребенком новые задачи, непохожие на те, которые он привык решать до прихода в школу. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. Для этого необходимо его специально тренировать.
Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.
Сначала ребенок фиксирует информацию непроизвольно. Он не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе.
Наиболее легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Со временем память ребенка становится все более управляемой, произвольной. Именно этот вид памяти играет наиболее важную роль в обучении.
На младшего школьника обрушивается лавина сведений, правил, заданий, большинство из которых (к сожалению!) вовсе не являются яркими, впечатляющими и интересными, чтобы они могли запомниться непроизвольно. Поэтому ему необходимо производить для запоминания сознательные волевые усилия.
К 7 годам ребенок обычно уже умеет выделять мнемическую задачу (т.е. осознавать цель запоминания), владеет элементарными формами повторения (хотя в большинстве случаев они складываются стихийно, и потому недостаточно оптимальны), умеет проводить определенную мыслительную обработку запоминаемого материала (например, группировку и смысловое соотнесение). Все это хорошая основа, на которой необходимо начать работу по овладению мнемическими приемами.
К мнемическим приемам относятся, например, «группировка», «аналогия», «серийная организация материала», «схематизация», «смысловое соотнесение», «составление плана», «повторение» и некоторые другие интересные и эффективные приемы.. Большинству из указанных приемов можно обучить уже в младшем школьном возрасте, с тем, чтобы процесс восприятия новой информации на уроке был более качественным, а на выполнение домашних заданий затрачивалось меньше времени.
В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника особую роль играет мышление. Во взаимодействии с мышлением развиваются все познавательные процессы. Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий.
В первый год обучения в школе мышление детей еще конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлеченные словесные объяснения им, как правило, еще не доступны. Младшим школьникам необходим реальный предмет или его изображение. Способность к осуществлению мысленного планирования сначала выражена у них слабо.
Понимание общих положений достигается лишь тогда, когда эти положения конкретизируются примерами частных случаев.
В дальнейшем, в ходе обучения, основой развития мышления ребенка становятся знания, которые он приобретает в школе. Эти знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с какой-либо практической деятельностью. Ребенок овладевает умением выполнять операции в уме. Круг понятий, которыми владеет школьник, все больше расширяется, включая в себя все новые области знания. В результате этого постепенно и, как правило, спонтанно складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий и рефлексия.
Неправильно организованная помощь в учебе, неблагоприятная обстановка при выполнении домашних заданий могут привести к тому, что у ребенка закрепятся неверные приемы мышления, а отсюда появятся неумение планировать и оценивать свои действия, неспособность анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Чтобы избежать формирования таких «неумений», необходимо целенаправленно работать над становлением соответствующих умений.
К 7 годам дети уже обычно умеют мысленно преобразовывать простые образы реальных предметов, а также строить элементарные наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений. Поэтому дальнейшее развитие образного мышления должно идти по пути целенаправленного совершенствования этих навыков. Но без специально разработанных упражнений этот процес может идти с трудом.
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако достижение этой стадии еще не гарантирует высокого уровня развития логического мышления. Как показывают многочисленные психологические исследования, без целенаправленных занятий сформировать логическую культуру ребенка во многих случаях не удается даже к концу школьного обучения. Поэтому заниматься развитием логического мышления нужно на всех возрастных этапах становления личности ребенка.
В младшем школьном возрасте, в сравнении с дошкольным детством, развитию логического мышления следует уделять еще больше внимания. К началу обучения в школе ребенок уже должен владеть основными операциями сравнения и обобщения, уметь осуществлять простые действия классификации, систематизации и смыслового соотнесения. В 7—10 лет ребенок может совершенствовать эти мыслительные приемы, учится применять их при решении более сложных логических задач, а также овладевать новыми действиями, связанными с оперированием понятиями, установлением причинно-следственных связей.
Для полноценного развития логического мышления ребенок должен также овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т.е. приобрести так называемую «логическую грамотность».
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Все образы воображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые он получает в реальной жизни. Иными словами, чем больше и разнообразнее его опыт, тем выше потенциал его воображения.
Воображение младшего школьника еще не такое устойчивое. Оперирование образами является для них еще довольно трудной задачей. Наблюдая за детьми этого возраста во время выполнения ими учебных действий, можно заметить, что они довольно часто что-то рисуют руками в воздухе, отводят взгляд на потолок или стенку. Это способ сделать свои образы более наглядными.
Картины, которые человек рисует перед своим мысленным взором, не только помогают в его творческой деятельности, они также влияют на его настроение, на телесные ощущения, наконец, на его поведение. Одной из причин такого всемогущества воображения является то, что существует прочная связь между мысленными образами и эмоциями человека.
Образы воображения, наиболее часто возникающие в сознании, за счет предвосхищения определенных переживаний могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения. Поведение человека регулируется его потребностями. А управлять потребностями можно либо волевым путем, либо через управление образами своего воображения. Волевое подавление потребности мало эффективно, так как чем сильнее запрет, тем больше желание его нарушить. Поэтому рациональнее совершать замену в воображении одних образов другими. Таким образом, воображение — это прекрасная основа для формирования потребностей человека(ребенка), мотивации его поведения.
Реальность традиционного образования такова, что, в деятельности дошкольников практически постоянно присутствует творческое начало, а вот у младших школьников продуктивные импульсы заметно ослабевают, у них появляется тенденция к механическому переносу усвоенных ранее знаний и способов действий. Это обусловлено тем, что в этот период детям впервые приходится усваивать и неукоснительно следовать большому количеству правил и норм. Лишь к концу начальной школы опять наблюдается некоторый подъем творческой, исследовательской активности детей. К 9-10 годам, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, они начинают формулировать поисковые вопросы и на некоторые из них пытаются сами же найти ответ. И чем чаще они это делают, тем выше у них успеваемость и уровень умственного развития.
Таким образом на начальном этапе обучения в школе необходимо стимулировать творческую активность ребенка.
От уровня развития способности действия в уме во многом зависит успешность обучения детей в школе, особенно в младших классах. Однако, как показывают исследования, в системе традиционного школьного обучения эта способность целенаправленно не формируется. Это значит, что процесс ее становления протекает не оптимально, и максимального уровня развития она часто не достигает. Чуть ли не единственными методами развития внутреннего плана действий (предусмотренными программой начального обучения) являются устный счет на уроках математики и устный анализ слов и предложений на уроках языка. Этих методов явно недостаточно, и они не очень эффективны, поскольку применяются чаще всего в ситуациях серьезных учебных занятий, когда ребенок находится в состоянии напряжения и тревоги, вызванном угрозой получить плохую отметку.
В связи с этим для детей младшего школьного возраста крайне важно организовывать специальные игровые занятия, направленные на развитие этой способности.
Развитие пространственных представлений начинается еще в раннем детстве. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что уже в три года дети легко различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира параллельно создаваемой линии им кладут линейку или предлагают пользоваться краем стола. В семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно, без внешних ориентиров. Проверяя, прямая ли линия, он закрывает один глаз и просматривает направление другим глазом. При этом он ищет такую «точку зрения», с которой хорошо просматривается «прямота» линии. К семи годам дети уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения. Так, если предложить семилетнему ребенку рассмотреть конструкцию из кубиков и выбрать из нескольких рисунков такие, которые соответствуют виду этой конструкции сбоку, сверху, спереди, то он легко это делает. К девяти-десяти годам дети начинают координировать разные возможные перспективы. Это означает, что к данному возрасту дети, сопоставляя три вида проекций объекта, могут представить его пространственную модель и научиться мысленно ее трансформировать.
Однако обучение мыслительной работе с пространственными образами сопряжено со многими трудностями. Основная проблема младших школьников — это неумение выделить главное в задаче или проблемной ситуации. Из-за этого возникающие у ребенка образы могут уводить в сторону от главной цели и не способствовать выявлению абстрактной зависимости между представлениями. Решение данной проблемы, по нашему мнению, зависит от усвоения ребенком способов анализа и преобразования пространственных проблемных ситуаций. Овладение алгоритмами этих мыслительных операций позволит ребенку осознанно относиться к цели и условию задания, понимать общую логику преобразования пространственного объекта.
Долгое время в начальной школе не уделялось должного внимания развитию пространственного мышления. В традиционных программах и учебниках по математике изучались геометрические объекты одномерного и двумерного пространства: точка, прямая линия, отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п. В связи с этим многие дети в старших классах испытывали значительные трудности при освоении таких предметов, как геометрия, черчение, география.
Целенаправленное, интенсивное развитие вышеперечисленных качеств, становится одной из важных проблем теории и практики обучения.
|
|
|